Выражаясь современным языком,
гладиатор это боец, обречённый на бой вне зависимости от своего
желания. Гладиаторами становились невольники – рабы, военнопленные, в
гладиаторы могли «продавать», «сдавать» и т. д. Бывали и случаи, когда
гладиаторами становились свободные люди, которых на такой рискованный,
а иногда и последний в жизни шаг, толкала нужна в деньгах.
Труд гладиатора безусловно не оплачивался, и не один уважающий себя
древний римлянин не подтвердил бы нам, что гладиаторам быть престижно.
Гладиаторы проходили обучение в школах, где получали физическую
подготовку и пищу, кстати не всегда соответствующую затраченным на бой
усилиями. Гладиаторы делились на различные виды в зависимости от типа
вооружения и амуниции. В бойцовские школы попадали как мальчики, так и
юноши, но до зрелого возраста многим из них дожить было не суждено.
Жизнь раненого бойца завила от многих факторов, но по большей части от
расположения к нему зрительской массы. Об этом не принято говорить, но
завсегдатыми гладиаторских сражений были дамы, многие из которых имели
знатное происхождение и влияние. Как и выдающиеся актёры, гладиаторы,
даже если не отличались красотой, пользовались их расположением. Многим
импонировали слава и сила бойцов, таким образом «любимого» гладиатора
могли увести с поля и подобрать ему замену.
Для римлян,
отдельный интерес представляли кровавые зрелища и их программа с каждым
годом расширялась. Всё чаще на арене устраивали бои с дикими зверями:
или боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую стаю
– венации. Таким образом, гладиатор для римского общества, не что иное
как искусное развлечение, способное утолить жажду кровавых схваток и
небывалых, по своей жестокости, зрелищ. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Жизнь гладиатора. Жизнь
гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного
страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы
не возможной. Судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после
нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и
вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного
человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ
жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за
боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд. Эти по истине
уникальные боевые экземпляры получали от императора свободу, в день
поучения которой, школа, воспитавшая такого блестящего гладиатора
готовила пышнейшую церемонию. На этом празднике освободившемуся
гладиатору дарили рудис – деревянный меч. В исторической литературе
нередко встречается термин «рудийцы», что обозначает – свободные воины,
воины получившие свободу от гладиаторских сражений. История знает
пример Публия Остория, гладиатора из города Помпеи, прежде чем получить
свободу и стать рудийцем, он победил более чем в полсотни поединков и
остался жив, правда по одной из версий был одноглазым, а по другой
лишился правовой руки. Сейчас вам, конечно же, покажется, что при такой
ужасной жизни единственной мечтой гладиатора может быть мечта о
«свободе от поля», однако если быть до конца честными следует сказать,
что такая мечта жил не во всех. В истории осталось имя знаменитого
гладиатора из Сирии Фламмы, который после каждого своего освобождения
заключал новые контракты с гладиаторской школой. Это гладиатор был уже
четырежды свободен, но предпочитал свободе бой, так он и встретился со
своей смертью – будучи свободным, но дерущийся на одном поле с
обречённым на смерть и рабами. Прямо противоположен этому пути, путь
который избрал гладиатор Веяна, он за накопленные средства купил себе
поместье и дожил там до глубокой старости, став почётным отцом большой
фамилии. Он умер счастливым и свободным от старости тела и духа, в
тёплой посели патриция. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Бой гладиаторов. Из
ближайшего ассоциативного ряда доступного современному человеку,
гладиаторские бои ассоциируются с цирковым шоу. Игры никогда не
проводились спонтанно, они планировались тщательно специальными людьми,
их называли – эдиторами. Эдитор занимался не только подготовкой и
проведением игр, но рекламой. Когда день проведения зрелища становился
известным, организаторы вывешивали афиши – libelli, которые в свою
очередь должны были включать имена всех бойцов и самыми большими
буквами писались имена известных гладиаторов. По принципу ипотеки
зрители могли осуществлять денежные ставки - на бойца, который, по их
мнению, окажется победителем. Как говорилось раннее, древние римляне
обожали песни и театрализованные представления, поэтому перед началом
боя всегда были музыкальные и театральные миниатюры. Выходя на ринг
гладиаторы должны были провозглашать: Ave, Caesar, morituri te
salutant!, что означала, Смотри Великий Цезарь, обречённые на погибель
приветствуют тебя! По традиции до начала боя бойцов-гладиаторов
разделяли на пары и начинали первый демонстрационный бой – prolusio,
его участники дрались не по-настоящему, их оружие было деревянным,
движения больше напоминали танец, нежели бой сопровождались
аккомпанементом лютни или флейты. По окончанию «лирического вступления»
взвывал горн и извещал о том, что сейчас начнётся первый настоящий бой.
Передумавших сражаться гладиаторов избивали, а иногда даже убивали,
раскаленными плетями. Бой считался законченным, когда один из
противников либо был мёртв, либо подымал вверх указательный палец с
просьбой о пощаде и опускал оружие. В зрелищных боях, когда люди
дрались с людьми, поединок считался законченным только в случае
убийства одного из противников: человека зверем или зверя человеком. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Кто такие Мамертинцы? ≈
По смерти сиракузского царя Агафокла (289), заклятого врага Карфагена,
наемная дружина его, состоявшая из разноплеменного сброда и
наименовавшая себя мамертинской (Mamertini ≈ сыны Марса), утвердилась в
сицилийском городе Мессане (282) и, с помощью сицилийских авантюристов,
производила набеги на города острова. Скоро сев.-вост. часть его была
покорена ими. Карфагеняне были довольны появлением нового союзника в
борьбе с Сиракузами и помогали М. в действиях их против Пирра. Между
тем молодой сиракузский царь Гиерон видел большую опасность в
возрастании могущества разбойничьей общины. В союзе с римлянами Гиерон
пошел на Мессану и в 270 г. осадил город. Осада длилась несколько лет,
пока М. не убедились, что спасение их заключается в сдаче города
римлянам или карфагенянам. В 265 г. мамертинские послы явились в
римский сенат. Долго совещались сенаторы о вопросе, грозившем опасными
последствиями, и решили наконец принять под свой протекторат общину М.,
под именем civitas Maniertina foederata. Этим решением римляне впервые
отказались от строго континентальной политики, рискуя разрывом с
Гиероном, который, однако, заключил с римлянами договор. В 264 г. на
помощь М. были посланы корабли и сухопутное войско. Карфагеняне,
сговорившись с противоримской партией в Мессане, известили римлян о
заключенном уже, будто бы, мире между Гиероном и М. и о бесполезности
военных мер. М., со своей стороны, уведомили римлян, что не нуждаются
больше в их помощи, а за оказанную благодарят. Несмотря на это, консул
Клавдий вышел в море. Карфагеняне попытались было загородить ему путь,
но не удавшаяся на первый раз высадка удалась на второй. Ганнон,
начальник карфагенского флота и гарнизона, занявшего Мессану, был
схвачен; карфагенский отряд вышел из города, и римляне овладели твердой
позицией на о-ве. Это послужило поводом к прямому объявлению первой
пунической войны (264-241). --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Виды гладиаторов. Когда
гладиаторские бои достигли пика своей славы, и император решал дарить
свободу прошедшему до конца турнир, это значит выжившему в поединке с
дикими зверями и т.д. быть гладиаторов было, в своё роде, достаточно
престижно. И подготовка, вооружение, тренировка боевых навыков стали
настоящей индустрией, по – другому и не назовёшь. Гладиаторы,
отличались друг от друга по классу мастерства виду вооружения и
амуниции. Самниты или Samnites – имели щит, короткий двуручный меч,
нарукавники и наколенники, а также шлем. Экипировка этих гладиаторов
производилась по греческому типу, щит украшался изображением
оберегающего воина тотема – нередко это был грифон. Эти воины никогда
не вступали в поединки с секуторми и мурмиллами.
Секуторы<преследователи>илиSecutores использовали только щит и
меч с зазубринами. Мирмиллоны или Мurmillo – часто мели туже амуницию,
что и сектуры, но между ними были и отличия, зачастую выражающиеся в
конфигурации шлема. Шлем секуторов был изготовлен «по-римскому» типу, а
шлем мурмиллов напоминал галльский шлем. Мурмиллы, секуторы и самниты
получали себе в соперники ретиариев и терцииев и не имели возможности
сражаться между собой. Ретиарии или Retiarii в вооружении имели кинжал,
сеть и трезубец. Несмотря на то, что эти гладиаторы дрались
обнажёнными, в лучшем случае получали тунику лёгкую длинную палантину,
у них был кожаный рукав закрывавший плечо и часть груди. Сеть
наличествовала у них совершенно не случайно, поединок считался
законченным, если она была наброшена на голову противнику. Терции или
Thraces – фракийские воины, имеющее небольшое вооружение:
квадратновидный щит (parma) и меч (sica) на подобие фракийского
изогнутого. Андабаты ( 1 век до н.э.) или Andabatae: конные гладиаторы,
были обязаны носить шлем без забрала, т.е. были фактически лишены
возможности обозревать. Имели скудную амуницию – щит, меч. Позднее, к
этим орудиям добавилась толстая металлическая цепь, зачет которой и
происходило поражение противника. Также имели место быть Бестиарии,
гладиаторы, которые были вынуждены драться со зверями. Они были
вооружены мечами, ножами либо копьями, в зависимости от вида животного,
с котором должны были вступить в схватку.
|